Ушу — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. Состоит из двух иероглифов: wu («у») — «военный, боевой» и shu («шу») — «искусство, техника». В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи , гошу и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.

Ушу, мифы и реальность.

   Восточные боевые, или воинские искусства имеют давнюю историю и традиции. Зародившись на заре цивилизации и эволюционируя вместе с развитием человека и общества, они не только служили целям самообороны и победы над врагом, но и составляли неотъемлемую часть культуры, впитывая в себя и приумножая важнейшие достижения в самых различных областях знаний, и прежде всего знаний о самом человеке, его внутреннем и духовном мире. Возникновение китайских боевых искусств относится, вероятно, к временам, не отраженным ни в одном историческом документе. Боевые техники открывались или разрабатывались в длительный период непрерывных столкновений между людьми и животными либо между различными племенами людей. Опыт подобных схваток накапливался, а техники, созданные на его основе, передавались из поколения в поколение.

Сцена битвы:

   История школы Ушу боевых искусств как форма передачи традиции стали появляться в Китае, Корее, Японии не так давно, лишь в XVI-XVII веках, но и тогда техника боя, тактические изыски, методы тренинга не считались особо важной темой: "Сначала настоящий человек, затем истинное знание". Любое движение, серия приемов или формальный комплекс были, в первую очередь, инструментами для воспитания человека. Через сложный ассоциативный ряд, порождаемый пышными названиями технических действий, через философскую обоснованность изменений и превращений, через ясное, сосредоточенное переживание движения пробивались мало-помалу ростки нового сознания - сознания Мастера.

   История Ушу Сначала в Китае, а затем в Японии и других странах Дальнего Востока ввиду присущих им особенностей исторического и культурного развития сложилась практика передачи "воинской традиции" для различных направлений и школ боевых искусств. От отца к сыну, от мастера к преемнику в монастырских, клановых и семейных школах передавались, накапливались и оттачивались секретные приемы и методы ведения поединка...
 

Древний даосский храм:

   История Ушу Значительное влияние оказал даосизм на развитие боевых искусств Китая. Следуя законам Дао и живя в гармонии с природой, даосские отшельники наблюдали за жизнью растительного и животного мира. Они заимствовали у природы рецепты здоровья и долголетия, а подражание оптимальным движениям зверей и птиц в борьбе за выживание легло в основу многих так называемых "звериных" стилей ушу.

  1. Ади-хай пидутам

    Айки-будо

    Айки-дзюцу

    Айки-до

    Арнис де мано

    Асихара-рю

    Атэми-кидо-ниндзюцу

    Афинское воинское воспитание

  2. Багуа-цюань

    Бандо

    Баншай

    Батто-дзюцу

    Бванг

    Берсерки

    Берсилат

    Бо-дзюцу

    Боевая машина

    Боевой стиль

    Бокс

    Борьба

    Бу-гэй

    Бу-дзюцу

    Бу-до

    Буси-до

    Буси-но-тэ

  3. Ваджра-мукти

    Вадо-рю

    Варма-калаи

    Вин-Чун-куэн

    Внутренняя работа

    Вовинам-Вьетводао

    Во-Вьетнам

    Военно-полевая гимнастика

    Воинские танцы

    Вонхвадо

    Вун-Хоп-куэн

    Выживание

  4. Гладиаторские бои

    Глима

    Годзю-рю

    Госиндо-дзюцу

    Госиндо-франсэ

    Госоку-рю

    Гулат

    Гунфу

  5. Дайто-рю

    Данзан-рю

    Дан-тэ

    Дао-сю

    Джиткундо

    Дзё-дзюцу

    Дзёсинмон-рю

    Дзю-дзюцу

    Дзю-до

    Дзюкадо

    Дзюкэндо

    Дим Мак

    Дистанции боя

    Досинкан

    Дуаньда

    Дыхание в бою

    Дэнсёкан-будо

    Дюкс-рю

  6. Ёсейкан-будо

    Ёсейкан-рю

    Ёсинкан-рю

  7. Железная рука

    Жуанвильская школа

  8. Звериные стили ушу

    Золотой цветок

  9. Иай-до

    Иссин-рю

  10. Кадзюкэнбо-кэнпо

    Кали

    Каляри-ппаятт

    Каменный бой

    Капоэйра

    Каратэ

    Кара-хо-кэнпо

    Квонбоп

    Кёкусин-рю

    Киай-дзюцу

    Кик-боксинг

    Ким-Ке

    Кобаяси-рю

    Ко-бу-дзюцу

    Ко-во-дао

    Кодзё-рю

    Косё-С.ёрэй-рю

    Косики-каратэ

    Краби-крабонг

    Крав-мага

    Куксуль-вон

    Кулачный бой

    Кунг-фу

    Кун-Тао

    Кусин-рю

    Кушти

    Кэн-дзюцу

    Кэн-до

    Кэнпо

    Кэнпо-каратэ

    Кэнпо-каратэ Гавайское

    Кэнпо-каратэ Паркера

    Кю-дзюцу

    Кю-дб

  11. Маллявеша

    Мацубаяси-рю

    Медитация в боевых искусствах

    Мотобу-рю

    Муай-Тай

    Мукки-бази

    Мукна

    Мусиндо-рю

    Му-тау

  12. Нанбу-до

    Нарамхай-ниханго

    Нин-дзюцу

  13. Окинава-кэнпо-каратэ

    Оружие ближнего боя

    Ояма-рю

  14. Панкратион

    Пенчак-силат

    Праща

    Психологическая подготовка к бою

    Путь боевых искусств

  15. Радужный поток

    Русский стиль

    Русское кэмпо

    Рыцарские искусства

    Рюкю-кэнпо-каратэ

    Рюкю-Сёрин-рю

    Рюэй-рю

  16. Сават

    Самбо

    Сёбаяси-рю

    Сёриндзи-кэнпо

    Сёриндзи-рю

    Сёриндзи-рю кэнко-кан

    Сётокай-рю

    Сётокан-рю

    Сибат

    Силамбам

    Синдо-рю

    Синь-И-цюань

    Сито-рю

    Сито-рю кэнпо-каратэ

    Спартанское воинское воспитание

    Субак-до

    Сумо

    Сэйдо-дзюку

    Сэй-но-Ики

    Сэнъэ

    Сюай-цзяо

  17. Тай-дзюцу

    Тайхо-дзюцу

    Тайки-кэн

    Тайцзи-щоань

    Тактика рукопашного боя

    Такэда-рю

    Томики-рю

    Тосю-какуто

    Трость

    Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто-рю

    Тэссэн-дзюцу

    Тхайинг

    Тхэквондо

  18. Укидо-кан

    Унибос

    Уфучики-рю

    Ушу

    Уэхара-Мотобу-рю

    Уэчи-рю

    Уязвимые точки тела

  19. Фехтование

    Франкомба

    Французский бокс

    Фудокан

    Фулл-контакт каратэ

  20. Хакко-рю

    Хапкидо

    Хварандо

    Ходзё-дзюцу

  21. Центр исследований Будо

    Цигун боевой

    Цинь-на

  22. Чой

    Чой-кван-до

    Чой-ли-фут

    Чубу-Сёрин-рю

    Чхарёк

  23. Шаолинь-цюань

    Школа боевых искусств

    Шоссон

    Штыковой бой

  24. Энергетический удар

    Эскрима

   Слово «татами» у людей ассоциируется прежде всего с восточными единоборствами, ведь татами часто используют как покрытие тренировочных залов. Но  татами имеет давнюю историю, и используют его во многих других сферах.
   Само слово «татами» в переводе с японского дословно означает «свернутый, составленный». Фактически татами — это циновки, которые используют для покрытия пола в Японии.

Традиционные татами изготавливают методом ткачества из соломы, края обшивают черной, темно синей или коричневой тканью.

Татами состоит из трех слоев — татамиомоте, токо и хэри. Верхний слой татами — татамиомоте — это тонкая циновка, сотканная из травы японского  тростника — игуса. Поэтому татами имеет приятный зеленый цвет, который может стать и соломенным, если на татами будет попадать много солнечного света. Проще говоря татами может выцвести.

Токо формирует основу татами. Это солома, сплетенная с нитями, которые изготавливают из конопляных стеблей, для качественных и дорогих татами. Для дешевых татами используют синтетическую нить.

Хэри — это тонкая полоска ткани из волокон пеньки, хлопка или синтетического волокна. Хэри пришивают к краям татами и она исполняет функцию декоративной рамки.

Толщина традиционных татами составляет 5 сантиметров.

Первые татами появились еще в древнем периоде — это 7 — 12 век и это были обычные тканые циновки. Сначала татами использовали как спальное приспособление. И доступны они были только знати и достаточно богатым людям. В свое время количеством татами в доме определяли состоятельность семьи.

Начиная с 12 века в богатых семьях татами начали покрывать всю площадь пола в комнатах. В этот же период татами стали складывать друг на друга и они стали приобретать современный вид.

С конца 17 века татами стали доступными для простого населения.

Татами используют в различных сферах, однако размеры их строго установлены. Традиционное татами имеет площадь 90 на 180 см. Также изготавливают татами в половину площади — 90 на 90.

На протяжении длительного времени татами также были и единицей измерения площади комнат в Японии, практически до недавнего времени.

Татами тесно переплетены с японской культурой и традициями. Например, они используются в чайной церемонии, и каждое татами имеет свое название и назначение.

Существуют специальные схемы укладки татами. Например, нельзя складывать татами так, чтобы соприкасались углы трех или четырех татами, также нельзя складывать татами правильной сеткой. Считают, что несоблюдение этих правил складывания  татами может принести неудачу в дом.

По японской традиции по татами в обуви не ходят.

Также татами используют в практике тамесигири (практика рассечения предметов), что является частью искусства владения катаной (катана — это японский меч). Такие татами скручивают в цилиндры и замачивают в воде на несколько дней. После этого татами используют для того, чтобы проверить остроту меча, или навыки самурая.

Несмотря на развитие технологий, распространение европейской культуры, даже сейчас в японских домах обязательно есть номера в традиционном японском стиле, пол в таких комнатах покрыт аутентичными татами.

Сегодня татами y мире чаще используют для покрытия тренировочных залов, в качестве спортивных матов. Их изготавливают из различных материалов.Например, из полиэтилена.

   Каждый раз когда задаешь вопрос о необходимости  акробатики в боевых искусствах получаешь стандартный ответ – необходима для развитии вестибулярного аппарата и самостраховки
Так ли это или к этому вопросу необходимо подходить более комплексно?
   Элементы на которых строиться  раздел спортивной акробатики включают в себя технику падений на мягкое покрытие и зачастую проходят через весь позвоночник. Эта техника не оправдывает себя на улице где нет нм матов, ни татами а только бетон и асфальт. Сколько мне приходилось наблюдать на уличных тренировках таких спортивных падений но к огорчению падающих далеко не безболезненных. Но даже если спортсмен брал молодостью и совершал кувырок, либо делал страховку на жесткую поверхность терпя боль, я всегда задавал вопрос а дальнейшем развитии событий, если происходит нападение. Иногда мне отвечали, что встанут и будут вести бой дальше я сразу просил это продемонстрировать, но на практике это получалось с большим трудом, или вовсе не выходило и это не зависело от физической  подготовки  бойца. В течении 3-5 с., если вы оказались в нижнем уровне, это делать не рекомендуется, т.к вы находитесь в крайне неудобном положении по отношению к нападающему. В этом случае как раз и должна помогать боевая акробатика, которой не уделяют должное отношение.

    Боевая акробатика – это комплексная подготовка бойца приведения боя в нижнем уровне. Она включает в себя самостраховки, кувырки, падения на различные поверхности (пол, стена, лестница и т.д), комбинированная  работа на соединение элементов, выведение противника из равновесия, психологическая подготовка, работа с оружием в нижнем уровне. Многие специалисты по боевым искусствам могут мне возразить: дескать мол зачем уделять так много времени на акробатику.   Я могу ответить только одно: за последние годы нападение группой, драки в подъездах, стали рядовым явлением в наше неспокойное время.

    Большинство побывавших в таких ситуациях практически сразу оказывались в нижнем уровне и даже если  не разбивались при падении, итог встречи был предсказуем. НА тренировках мы стараемся модулировать те экстремальные ситуации с которыми встречается человек оказавшийся в нижнем уровне. Обучение спец. Акробатике  должно вестись естественным путем, а не приравнивания всех к одному, т.к на тренировки приходят разные по техническим и физическим  показателем бойцы.Сразу напрашивается вопрос, что такое естественный путь?

    Приведу пример из тренировочного процесса. Возьмем для наглядности изучение падение вперед. Первоначально нужно дать понять ученику представление что будет с ним во время толчка в спину. Необходимо моделировать состоянии  неожиданного толчка. Итак первый производит толчок в спину, второй поддается на этот толчок и отслеживает происходящее, пока стараясь устоять на ногах. С следующий вариант выполнения этого упражнения аналогичен предыдущему, добавляется элемент падения второго. Инструктор дает некоторые рекомендации по выполнению этого элемента: руки должны быть подсогнутыми   в локтевых суставах, голова поворачивается либо вправо, либо влево кому как удобно. Затем в процессе отработки падения ученик сам убирает такие недостатки как удары о жесткую поверхность локтей, коленей, груди, тем самым вырабатывая свою систему самостраховки, согласно своему телосложению.

   Но это не означает такое выражение «набил шишек, научился». На первых порах все должно происходить на медленной скорости и в щадящем режиме. Только после этого происходит закрепление на естественных препятствиях. Научившись падениям ученик пробует ответить на вопрос: « А, что дальше я буду делать если…?». Падение это не конец боя. Инструктор дает советы, например такие как произвести подкат, сбив, уйти в перекат и т.д. Ученик сам выбирает, что ему делать в той или иной ситуации. Хочу отметить такие слова  «советы» и «выбирает», именно 1й советует, предлагает а не дает жестких рекомендаций, а 2й выбирает, размышляет согласно своим  физическим возможностям.

    Проще говоря мы вытаскиваем на свет Божий  природные возможности ученика  и немного правим. Обучающейся должен осмысливать а не заучивать, в противном случае заученное действие может быть отвергнуто психикой в экстремальной ситуации. По аналогии с падениями происходит обучение перекатам, кувыркам, подкатам и связкой их с элементами боя в нижнем уровне. Обязательно в систему боевой акробатике должна быть включена нестандартная работа состоящая из следующих элементов: падение, кувырки с закрытыми глазами, с связанными руками, с руками находящимися  на различных участках тела. Весь этот комплекс готовит к принятию быстрых  нестандартных решений  в боевой ситуации.

    В дальнейшем акробатика должна выйти на рефлекторную базу – падение после толчков в разные части тела и продолжение ведения боя из различных положений. Необходимо отметить основные принципы боевой акробатике:         

    принцип поступательности
    принцип естественных движений
    принцип распределение удара о поверхность
    принцип избирательности
    принцип перехода от акробатике к бою

    Методика обучения боевой акробатике осваивается за 1,5-2 мес. В режиме тренировок, спец. Акробатике  нужно уделять 10- 15м за одно занятие. Необходима работа на естественных объектах (лестница, коридор, площадка и т.д). Это повышает интерес  у обучающихся к данной теме и приучает к работе в реальных условиях. Образно говоря происходит снятие «штампов» и лишних движений, учит объективно относиться к своим возможностям.

    Основным принципом в методике обучения в нижнем уровне, является принцип перехода от акробатике к бою. Это непростая задача для обучающегося но в тоже время интересная. Она достигается различными  подводящими упражнениями. «Коловорот»     

    1й вариант – работа по 3е Описание: 1й и 3й номер стоят на расстоянии 3-4м., между ними располагается 2й номер. 1й номер толкает в грудь 2й номер, 2й номер должен войти в кувырок назад и с этим движением свалить или нанести удар .

    2й вариант – условия выполнения  аналогичны, меняется сторона силового воздействия. Толчок производиться в область спины, 2й номер выполняет кувырок вперед и пытается свалить 3й номер.

   Основные моменты: движение не должно прерываться, действовать по обстановке, даже если элемент  удался  не полностью, постараться довести его до конца.

   Как сказал один из полководцев востока: «Умный не тот  кто не допускает ошибок а то кто превращает их в победу».

   «Ванька-встанька» Условия выполнения: работа по аналогии с упр. «Коловорот», только теперь тройка начинает передвигаться, держа дистанцию. Второй номер после падения должен атаковать 3й номер и попытаться встать или перейти к другому элементу (перекат, кувырок).

    Необходимо дать ученику поработать и руками и ногами при  перемещение в нижнем уровне и сваливанием 3го номера. В этом и есть  суть принципа избирательности.

 

   После прохождения всего курса обучения необходимо вставлять в тренировку как можно больше модульных схем боевых ситуаций. Данную методику могут использовать не только инструктора боевых искусств а также преподаватели  физической  культуры, обж.

   Каратэ -Значение двух японских иероглифов, образующих слово каратэ, означает «пустая рука». По сути, это вид самообороны, основанный на использовании человеком своего безоружного тела. Система каратэ базируется на приемах блокирования или предупреждения атаки противника и приема контратаки ударами кулаком или ногами. Основная техника разделяется на четыре группы: блокировка, удары руками, удары ногами и нападение. Но в бою каратэ нужны еще сила, скорость, координация, ритм и правильное дыхание. Конечная цель тренировок — не нанести поражение противнику на соревнованиях, а совершенствовать свой характер. Каратэ — не только очень эффективная, но и опасная борьба, ведь всем известны способности каратистов разбивать кирпичи руками, ногами и даже головой! Правда, это контактное каратэ. Для детей рекомендуется его бесконтактный вариант. При таком методе все приемы изучаются, но удары не наносятся. Просто они предельно точно рассчитаны — до нескольких миллиметров, чтобы сложилось впечатление контакта.   

   На состязаниях в первую очередь оценивается красота движений, а не победа над соперником.
Что дает? Занятия каратэ развивают быструю и точную реакцию, ловкость и выдержку, внимание и умение концентрироваться. Техника предусматривает работу большого количества мышц, что создает прекрасные условия для общей тренировки, развивает координацию и ловкость, позволяет поддерживать хорошую спортивную форму. На занятиях каратэ ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, контролировать свои эмоции, быть готовым к трудным ситуациям.
Ограничения: В данном виде спорта много резких движений, поворотов, прыжки — это противопоказано при любых формах сколиоза и других заболеваниях позвоночника.
Заповеди восточных единоборств
Ученик не должен применять свои умения в боевом искусстве на улице, за исключением экстремальной ситуации.
Главная цель в обучении боевому искусству — путь самопознания и духовного самосовершенствования.
Развивая высшее сознание и сильное тело, ученик приобретает спокойную решимость всегда быть на стороне справедливости.

   Айкидо — японское боевое искусство, созданное О-сэнсэем Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, впитавшее в себя все достижения великих мастеров.

Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встрече силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления и развития «духа» и силы «ки».

   Айкидо не является исключительно боевой системой.

Основатель айкидо Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, а также искусство каллиграфии. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — Айкидо — в противовес традиционному бу-дзюцу (искусству убивать). Айкидо — Будо (путь прекращения убийства), учит тем же убийственным техникам бу-дзюцу, только не с целью убийства, а с целью остановить их, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви.

   Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Оомото-кё и синтоистские учения.

О-сэнсэй Уэсиба-сан построил свою философию айкидо на принципах гармонии. Он долгое время, изучая разные стили боевых искусств, искал путь к гармонии. Но ни одно из них не было гармоничным, поскольку в основу победы была положена схватка, что приводила к травме противника. Уэсиба-сан создал искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией. То есть, в обычном боевом искусстве: нападение — агрессия, защита — ответ на агрессию агрессией, что приводит к дисгармонии. В Айкидо агрессия нивелируется. Мастер айкидо во время нападения использует силу противника против него самого, сам же остаётся в духовном равновесии. То есть: нападение — агрессия, которая ведет к дисгармонии; защита — уход или бросок, который использует агрессию нападающего. В результате: внутренняя гармония не нарушена, противник побежден, всеобщая гармония восстановлена. Используя приемы, не наносящие вреда противнику, мастер заставляет нападавшего отказаться от своей затеи.

Оружие в айкидо

   Работа с оружием — вспомогательный раздел Айкидо, необходимый для отработки культуры передвижений, работы рук. Так как все техники без оружия основаны на правильном подъёме/опускании рук (удар Сёмэн Ути, Сёмэн Кирикоми), и удержании центральной линии по отношению к партнёру. Также парные упражнения служат изучению своевременности (авасэ).

Разные школы айкидо используют в обучении следующие типы оружия:

  • Катана — японский длинный меч. Приобрести боевую катану затруднительно, в основном в продажу поступают цинковые — не острозаточенные катаны, которые используются редко, и, в основном, для демонстрации техник мастерами и учениками.
  • Боккэн — деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн (который ещё называют бокуто) убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.
  • Дзё — деревянный шест обычно длиной 128 см (в некоторых школах длина дзё может отличаться) и 24—26 мм диаметром.
  • Танто — нож длиной до 30 см.
  • Вакидзаси — короткий меч.
  • Бо — японский посох из дерева или металла. Отличается от Дзё, в основном, длиной. Длина Бо как правило, должна быть примерно равна расстоянию от пола до подбородка бойца.
  • Нагината — японский аналог глефы, часто ошибочно называемой «алебардой».

Рейтинг@Mail.ru