В карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно количество кю и данов равно десяти, однако в разных стилях и школах их число может отличаться. Номер кю уменьшается с ростом мастерства, номер дана — возрастает. Внешним атрибутом той или иной степени является пояс.

   Степени в карате не зависят от результатов спортивных соревнований. Для получения более высокой степени необходимо продемонстрировать определённое мастерство выполнения ката и свободного боя.

Пояс в карате называется оби. Кроме его прямого назначения — удерживать рубаху ги запахнутой, пояс имеет символическое значение: цвет пояса указывает на уровень мастерства. Как правило, более тёмный цвет означает более высокую степень. В большинстве школ самым младшим поясом является белый, самым старшим — чёрный. Цветные пояса соответствуют ученическим степеням, чёрные — мастерским.

   Часто (например, в Сётокан) цвет пояса плавно темнеет от 10 кю до 1-го дана. Однако, в некоторых стилях в цвет пояса заложен особый смысл и светлый пояс может быть старше более тёмного. Например, в Асихара-карате жёлтый пояс старше синего. Как правило смысловая нагрузка на цвета поясов в Кёкусинкай следующая:

  •  
  • Белый цвет — обозначает чистоту, неопытность, символизирует стремление учиться и познавать новое (Новичок, 10 и 9 кю)
  • Голубой пояс — цвет неба при восходе солнца (8 и 7 кю)
  • Жёлтый пояс — взошедшее Солнце, уровень утверждения, (6 и 5 кю)
  • Зелёный пояс — распускающийся цвет, уровень зрелости (4 и 3 кю)
  • Коричневый пояс — зрелость, практический, творческий уровень (2 и 1 кю)
  • Чёрный — полнота, мудрость (Даны)

В старых окинавских школах бытовала система градации из пяти поясов, имеющая более практическое объяснение:

  • Белый - чисто белый пояс новичка
  • Жёлтый - ученик продолжительное время отрабатывал основную технику и его пояс становился жёлтым от пота
  • Красный - ученик допускался до кумитэ и его пояс окрашивался кровью в красный цвет от пропущенных ударов
  • Коричневый - ученик так долго практиковал кумитэ, что цвет его пояса становился коричневым от запёкшейся крови
  • Чёрный - ученик так долго занимается каратэ, что цвет его пояса становится чёрным от времени

   Термин «каратэ» («китайская рука») был введён в обращение в ХVIII в. неким Сакугавой из окинавского местечка Аката. По возвращении из Китая, где Сакугава изучал шаолиньский стиль единоборства, он основал частную школу Каратэ-но Сакугава. Впоследствии иероглиф «кара» — «китайский» был изменён на сходно звучащий, но имеющий другой смысл иероглиф «кара» — «пустой». Гитин Фунакоси (1868—1957), известный мастер и популяризатор каратэ, так объяснил смысл этой замены: «Как полированная поверхность зеркала отражает все, что находится перед ним, а тихая долина разносит малейший звук, так и изучающий каратэ должен освободить себя от эгоизма и злобы, стремясь адекватно реагировать на все, с чем он может столкнуться. В этом смысл иероглифа „пустой“». Первое задокументированное использование омофона «кара» в значении «пустой» вместо «Династия Тан» появляется в книге «Каратэ кумитэ», написанной в августе 1905 года Темо Ханасиро. Китайско-японские отношения никогда не были хорошими, особенно во время японского вторжения в Маньчжурию, отсылка к китайскому происхождению каратэ считалась политически некорректной. Название «пустая рука»  было утверждено на конференции 1935 года, собравшей мастеров различных стилей окинавского каратэ. Позже появилось и понятие «до» — «дорога», в философском понимании путь, направление, жизненная позиция бойца, суть которой заключается в постоянном совершенствовании тела и духа.

 

   На начальном этапе каратэ представляло собой систему рукопашного боя, предназначавшуюся исключительно для самообороны. Сегодня каратэ приобрело куда большую известность благодаря показательным выступлениям, демонстрирующим силу удара каратиста. Так, опытные мастера каратэ могут расколоть кулаком глыбу льда, ударом ноги разнести в щепки брус из сосновой древесины толщиной 15 см, разбить локтем или головой стопки кровельной черепицы.

   Вин Чунь / Вин Чун («Вечная весна») - это боевое искусство Китая, один из множества стилей ушу, который появился на свет примерно 250 лет назад, в начале XVII в Южном Китае, и получил имя Вин Чунь (пекинцы говорят - Юн Чунь), в переводе означает "Вечная весна". Долгое время этот вид китайских единоборств был под секретом и передавался только от одной семьи к другой - на его широкое распространение был наложен строгий запрет. Однако в середине нашего XX столетия он все же вышел за пределы Китая, попав сначала во Вьетнам и Гонконг, а позднее в Америку и Европу. Примерно двадцать пять лет назад его начали изучать и в России.

Сегодня в Австралии, Вьетнаме, Германии, Италии, КНР, Малайзии, Франции, США и многих других странах Вин Чунь изучают сотни тысяч мужчин, женщин и детей. Занятия дают практичные навыки самообороны, отличную физическую подготовку и уверенность в себе.

Вин Чунь - это искусство ближнего боя, сегодня является одной из самых эффективных техник самообороны. Он собрал в себе всё лучшее из восточных единоборств (школы великого мастера Брюса Ли и его учителя Ип Мана были основаны именно на этой технике). Его основные принципы - это рациональность, скорость, отсутствие высоких прыжков и широких замахов. Для Вин Чунь характерны удары с короткой дистанции, обладающие большой силой за счет внутреннего энергетического импульса. В Вин Чунь нет ничего лишнего: только точные, экономичные движения.

   Отличительной особенностью Вин Чунь являются упражнения Чи Сау («Липкие руки»), развивающие у человека особую чувствительность. Человек становится сверхчувствительным к движениям тела своего противника, начинает контролировать все его перемещения и точно реагировать на его действия.

Рейтинг@Mail.ru